Главная  |  Новости  |  Интервью, TV, пресса  
   

''Экран недели'' номер 48, 25 ноября - 1 декабря 2002 г.



Ян ТАБАЧНИК:

"КОГДА ОЧЕВИДЦЫ МОЛЧАТ, РОЖДАЮТСЯ ЛЕГЕНДЫ"


В последнее время я все чаще сталкиваюсь с тем, что эти вымышленные, так называемые биографии модных молодых артистов, их постоянные рассказы о себе, просто не имеют под собой ничего реального. Рано или поздно всплывает, что все эти псевдодостижения - банальная реклама

Имя Яна Табачника известно всем, причем не только у нас, в Украине, но и во многих странах мира. Со своими коллективами Ян Петрович неоднократно собирал полные залы и в Америке, и в Австралии, и в Канаде. Список стран дальнего и ближнего зарубежья, где его творчество знают и ценят, можно продолжать. Это о нем говорят: "Есть музыканты более известные и популярные, но вклад, который он сделал в отечественное искусство, - просто неизмерим". Десятки написанных песен, неоспоримый успех коллективов, которыми он руководил, традиционное качество всего, к чему прикасалась его рука, и неизменные темные очки - все это и составляет образ человека-легенды Яна Табачника. А ведь человеком-легендой стать совсем непросто. Это звание не купишь, его можно лишь завоевать, но исключительно мирным путем, да и пользоваться им нужно только во благо. Этот человек добился всего, о чем мечтает любой артист. Он достиг признания и восхищения, но главное, как считает сам Ян Петрович, он достиг Мудрости, которая, как известно, приходит лишь в паре с Опытом. О нем уже много сказано, и больше сказать может только он сам. Во время интервью для "ЭН" Ян Петрович Табачник поделился с читателями интересными фактами из своей творческой жизни, а также взглядами на мир.


- Ян Петрович, расскажите о своей творческой жизни.


- Говорить о творческой жизни от самого начала до самого конца... Думаю, в одной статье этого не уместишь. Это невозможно. Жизнь каждого артиста, даже маленького - это книга. Другое дело, многотомник это или брошюра (смеется). Я считаю, что у каждого артиста моего возраста есть послужной список. В последнее время я все чаще сталкиваюсь с тем, что эти вымышленные, так и называемые биографии модных молодых артистов, их постоянные рассказы о себе, просто не имеют под собой ничего реального.
Рано или поздно всплывает, что все эти псевдодостижения - банальная реклама. Я не сторонник дешевых трюков. Все, чего добился, добился сам. Следую замечательному изречению: когда очевидцы молчат, рождаются легенды. Знаете ли, существует категория людей (музыкантов, артистов), которые стали свидетелями всей моей жизни, начиная с юных лет. Понимаю, что не каждый из них отзовется обо мне объективно. Но только лишь они вправе рассказывать обо мне. Другое дело, отзовутся ли они обо мне положительно или отрицательно. Тут уже сказываются человеческие качества - зависть, любовь, дружба. И все же, думаю, никто не вправе судить, хорош человек или плох. Мы можем любить или нет, уважать или не уважать... Дело вкуса. Но не судить.
Я пришел на эстраду в шестнадцать лет. Первая запись в моей трудовой книжке сделана в 1963 году - Астраханская филармония, вторая запись - Калмыцкая филармония, 64-й год, затем Орловская филармония, 65-й год, Ялтинская филармония, 67-й год... И такие записи идут на протяжении всей моей жизни. Открываете мою трудовую книжку и там вся моя трудовая биография с шестнадцати лет. Я работал в ресторане и не стесняюсь этого. Это ведь школа жизни, замечательная практика! Сегодня же музыка качественно шагнула вперед. Это однозначно. Потому что электронные инструменты - японская, американская, немецкая техника - плохо не играют. Они играют только ХОРОШО. Но существуют еще человеческие мозги, этим нужно уметь пользоваться. Существуют человеческая душа, сердце, которые мы просто обязаны вложить в эту электронику. И в то же время существует и отсутствие мозгов, бездушие и бессердечье. В этом случае вся эта пластмасса остается пластмассой.
Я всю жизнь проработал на живом инструменте. Но меня также обвиняли в "фанерности", что кроме смеха ничего вызвать не может. И это тогда, когда мы просто не знали, что такое фонограмма. Сегодня я действующий музыкант, но мне с каждым годом становится все сложнее играть - здоровье сказывается. Здесь нужны усилия, виртуозность, артистичность, что с годами естественно, уходит. Я всю жизнь отдал музыке. Написал практически все, что сам играю. Также издал двухтомник ("Академия аккордеона") высказываний современников обо мне. Это и президенты, и музыканты... Мне это дорого. И потому, когда меня обвиняют в фонограмме, думаю лишь об одном: если ты выступаешь под "фанеру", для чего зрители, поклонники? В таком случае достаточно включить фонограмму аплодисментов - и готова звезда! Я никогда не играл то, что не умею. Никогда не играл тем, кто меня не хочет слышать. Никогда не приходил туда, где меня не хотят видеть. И потому я сумел сохранить свое достоинство и как человек, и как музыкант. Не люблю мужеподобных баб и женоподобных мужиков. Вот их мнения не воспринимаю абсолютно! Поэтому судить, как это некоторые делают, хорош я или нет, могут лишь те люди, которые добились того, чего добился я. То, чем артист занимается, сегодня - игра, завтра - профессия. Но послезавтра может стать трагедией - если артист не состоялся, а другой профессии нет.


- Давайте вспомним успехи ваших музыкальных коллективов, в частности группу "Новый день", которая не так давно прекратила свое существование.


- Коллективы, которыми я руководил на протяжении тридцати лет, постоянно видоизменялись - и по стилю, и по качеству. Были разные направления. Но самой удачной, на мой взгляд, была группа "Новый день". Она была создана мной в 1989 году и просуществовала до позапрошлого года. На ее счету много успехов, и все же больше за границей. Вы уже убедились, что меня это немало интересует, ведь каждый год я приезжал в Штаты с новой группой, и все программы, что я привозил, пользовались большим успехом (не секрет, что среди иммигрантов). И, что важно, успехом пользовались именно мои, авторские песни. Мы делали мини-спектакли, мюзиклы, и они проходили "на ура". Я говорю это не для того, чтобы показать, насколько я гениальный композитор и поэт. Меня это интересует меньше всего. Для меня важно, чтобы люди, занимающиеся творчеством сейчас, понимали: шоу - не только бизнес. Главное в музыке - мелодия. Тот, кто сумел написать мелодию, и есть настоящий композитор, но себя, если честно, к ним не причисляю. Тем не менее, я счастлив, что мои песни поют такие люди как Вахтанг Кикабидзе, Людмила Гурченко. Я ведь им свои песни не навязывал. Им песни понравились, они сами их попросили!
Достижения моих коллективов очевидны: Канада, Австралия, США... Мы выступали на лучших площадках. И всему этому есть подтверждение. Некоторые говорят: "Я вернулся из США!.." Но ведь никто не видел, что ты там делал! Может, ты там машины мыл! Мы выступали в престижных залах. Думаю, все те публикации в американских газетах, что подтверждают наш успех в США (а их немало), найдут свое место в новой книге о моем творчестве.


- Что вы можете сказать о нынешнем шоу-бизнесе?


- В современном шоу-бизнесе создаются проекты-однодневки. Так и должно быть, без этого невозможно. Это мода, это деньги. У нас так же, как и в Москве (впрочем, до Москвы нам пока что далеко). И все же в классики эти однодневки себя рано записывают. Долголетия им не видать, потому что они модные! А классика вне моды. Я сомневаюсь, что у нас могут появиться такие звезды, как Ротару и Кобзон. А сам я звезд создавать не собираюсь, вопреки тому, что многие считают меня продюсером Татьяны Недельской. В творчество своей жены я не вмешиваюсь. Мне не нравится, что меня постоянно пытаются спрашивать о ее творчестве. Она делает то, что ей хочется, что ей приятно. И я во всем ее поддерживаю, но не вмешиваюсь.


- Нет желания создать новый музыкальный проект? Уверена, он бы пользовался популярностью!


- Не думаю, что кто-нибудь уговорит меня заниматься каким-либо проектом. Ян Табачник не может на сегодняшний день создавать ширпотреб! Меня часто спрашивают, почему я не хочу дать концерт во Дворце "Украина". Появилось порочное явление: Дворец "Украина" считают показателем профессионализма артиста. Ведь это самая настоящая художественная самодеятельность. Молодые артисты, которые сами по себе ничего не стоят, стали выступать на этой концертной площадке. А собирают ли они полные залы, платят ли зрители за их концерт столько, сколько платят за концерт Аллы Пугачевой? Другое дело, устроить концерт в уютном небольшом зале, без наигранного пафоса. Чтобы пришли те люди, которые любят джаз, любят меня. Вот то, что мне нравится, тут я с удовольствием приду поиграть. В "Украине" мы с группой "Новый день" сделали аншлаг абсолютно без спонсоров и их денег. У нас же артисты работают от выборов до выборов и от презентации до презентации. Дворец "Украина" может снять каждый. Заплатил - можешь устроить там хоть детский утренник. В мое время на пушечный выстрел к этому дворцу никого не подпускали! Худсоветы, цензура, оценки, и только лишь тогда - на главную площадку страны. Конечно, я совершенно не согласен с той системой, что царила в искусстве во времена СССР, но тогда ведь ценности были гораздо выше. Должен же у нас быть свой "Карнеги-холл"!


- Что вы любите?


- Люблю помогать людям. Многим помог в жизни найти профессию, купил квартиры, выпросил звания (их теперь проще простого выпросить!) А что с тех званий? Значки, какие-то премии. Ерунда. Не то нынче время. Я поддерживаю своих учителей. Всем, чем могу. Думаю, свою миссию выполнил. Лучше я буду помогать старикам, нищим, детям. Но не моим коллегам. От них ведь не дождешься благодарности! Недавно я приболел, но многие из тех, кому я в свое время серьезно помог, даже не позвонили. Конечно, если бы они предложили свою помощь, услышали бы, что у нас все есть, мы ни в чем не нуждаемся. Но на этом примере я в который раз понял, кто чего стоит!


- Вы многого достигли. Есть ли что-то, что осталось для вас лишь мечтой?


- Сейчас мы ожидаем третьего ребенка. Скорее всего, это будет мальчик. И у меня есть единственная мечта: хочу, чтобы мои дети выросли нормальными мужиками и не занимались искусством. Чтобы они разговаривали на одном языке - человеческом. Их отец прожил тяжелую жизнь. Я мог тысячу раз остаться за границей, но ни разу не предал свою Украину, в которой родился и вырос, которую не обворовывал, не унижал, не оплевывал. Мечта моя, чтобы мои дети были честными.

Интервью вела Лиана ЛИЩУК

 
 
Разработка сайта: FloMaster studio