Главная  |  Новости  |  Интервью, TV, пресса  
   

"ЯН ТАБАЧНИК РЫЦАРЬ ЕВРЕЙСКОЙ ПЕСНИ"

Он - музыкант милости Божьей! После его концертов в Израиле переубедить меня в этом не сможет никто...

Я знал, что он лауреат множества международных конкурсов, обладатель почетного "Золотого аккордеона" и "Золотой Меноры", но чтоб аккордеон так пел, страдал, радовался, - этого не мог представить.

Ну, ладно, "пел, страдал, радовался..." в конце концов награды никогда не даются легко. Но вот чтоб музыка могла так размышлять!

Размышления вообще кажутся мне наиболее важным признаком культуры. Можно, но каким-то причинам вдруг лишиться Театра или Живописи, в конце концов мы, бывшие граждане СССР, пережили и безвременье, когда культура превращалась в свой антипод и становилась скорее антикультурой. Размышления же освобождают разум от заблуждений. Размышления это творческий акт как в отношении к "я", и самому себе, так и по отношению к другим. В этом творческом акте личность выходит к человечеству и участвует - не побоимся возвышенного термина - в миротворении.

Ян Табачник и его "золотой аккордеон" творят мир удивительный. Орфей зачаровывал зверей в лесу и заставлял двигаться камни. Мне же, слушая музыканта, вдруг показалось, будто бы я онемел. Вся жизнь с самого детства до трудного перевала, после которого говорят, что ты возвращаешься с ярмарки, вдруг предстала, точно игрушечная. Я всю ее мог вместить в себя. Молодость, когда мать учила главному: будь добрым и сильным. И зрелые годы, когда шагал не столько по столбовой дороге, сколько блуждал по тупикам и переулкам, и вот новый разлом в жизни, когда все вдруг оказалось неустроенным. Слушая знакомые песни в исполнении Яна (а он и превосходный композитор), я вспомнил всю жизнь, как вспоминают ее в минуты перед смертью. А со сцены с грустной улыбкой смотрел на меня мудрец, который вдруг заставил понять нечто тайное: если я от всего пережитого в жизни кошмара, от ужаса Катастрофы, тоталитаризма, распада громадной империи, если я от всего этого не сошел с ума, если все мы не сошли с ума, значит - не суждено, потому что не для того он. Художник, сберег песни своего народа, чтоб они были всего-навсего приятными звуками. Только для приятных звуков он не годится. Он призван был схватить нас, поразить, потрясти, сломить и увести за собой...

Ансамбль Яна Табачника "Новый день" к родной музыке шел медленно и трудно, преодолевая преграды, о которых нам все сегодня известно. Главное, что преодолел. Преодолел, как человек, всегда трудно переживающий любую несправедливость, в том числе национальную, и как музыкант, никогда не исполнявший не только конъюнктурную, но и просто выспренную, бездумную музыку. Его формировал и закалил джаз еще в шестидесятые годы. После того уже нечего было страшиться.

А манера его игры неистовая, стремительная, точно золотые звезды вырываются из огня страсти. И вдруг пауза.

Какая-то остановка. И переход к тому доверительному, душевному разговору, к тому размышлению, которое так поразило меня, тем более, что рождается внезапно, по наитию...

Его музыкальный рассказ есть подлинная тайна, полная радости и печали, которую он доверяет людям только потому, что прежде доверил ее Богу.

Поразительно уменье музыканта собирать вокруг себя талантливую молодежь. Было время, в его ансамбле работали люди разных национальностей. Обычно в таких случаях художественного руководителя тут же начинали хвалить за интернационализм.

С приговором "к интернационализму", а на самом деле к пустозвонству, он справедливо не согласился, полагая, что сколько бы ни надо было начинать сначала - он будет начинать, только бы добиться настоящего, подлинного, мощного...

Может быть, мне показалось, но он очень одинокий Художник. Но одиночество его - не знает тишины. Сегодня рядом с ним превосходная молодежь, талантливый и работоспособный Борис Сиркис, обаятельные Лена и Яна Таль, уравновешенный, гармоничный Ефим Гершензон и музыкальный руководитель композитор Владимир Козырец, яркие аранжировки которого заставляют запомнить это имя.

Молодежь не просто "подыгрывает" Мастеру. Но, раскрываясь сами, она высвечивает новыми гранями талант своего художественного руководителя Яна Табачника.

Ян Табачник, конечно, принадлежит России и Украине. Там созрел и возмужал его редкостный дар. Возмужал в тяжелом противостоянии официозу, в мужественной борьбе, платой за которую, мог стать сам этот дар. Он принадлежит России и Украине, потому что там выстоял, и доказал свою правоту.

Но он принадлежит еще и США, Канаде, Германии, Австралии, многим странам, где, увы! раньше нас признали, что его аккордеон звучит и не смолкает, пока не проникнет в самые дальние уголки сердца. А это, может быть, и есть самый главный, самый высокий талант...

Но, конечно, Ян принадлежит и Израилю, потому что он подлинный рыцарь национальной песенной поэзии, сын своего народа. И еще человек свободный, независимый. И следовательно, где он - там Израиль.

Из газеты "Глобус"
Израиль, 1993

 
 
Разработка сайта: FloMaster studio